Хромирование — гальванический процесс нанесения отражающего слоя на поверхность металла или пластика. Для проведения твердого гальванического хромирования требуются большие познания и понимания видов металла, выставления сил тока и знания подбора электролита, анода и катода для гальванической ванны. Особое внимание нужно уделить подбору выпрямителя тока, так как от него зависит успех всего процесса твердого хромирования. Сегодня прогресс не стоит на месте и нет необходимости иметь большое оборудование и познания. Для данного процесса отлично альтернативой становиться так называемая “химическая металлизация”, она является отправной точкой в мир хромирования, золочения, никелирования и т.д.
Химическая металлизация активация на поверхности изделия азотнокислого серебра с последующей его пассивацией. Серебрение деталей (химическая металлизация) не заменяет полностью твердое гальваническое хромирование, но оно прочно вошло в автомобильный мир и позволяет с легкостью восстанавливать хромированные поверхности или отражатели фар. Данный вид хромирования легок в приготовлении и не требует дополнительных познаний в химии, качество отражающего слоя зависит в первую очередь от тщательной подготовки поверхности. Главным плюсом хромирования при помощи химической металлизации является возможность покрывать сложные изделия и с легкостью выбирать цвет хрома, так как итоговая работа покрывается лаком с добавлением нужного пигмента.
Данная статья будет направлена на людей, кто хочет научиться хромировать самостоятельно. Статья будет разбита на две части, первым делом мы подготовим растворы к началу работы и узнаем что нужно купить.
Перед тем как мы приступим к самостоятельному хромированию при помощи процесса химической металлизации, от нас требуется приготовить три раствора: Активатор, Восстановитель и Модификатор. В состав каждого входит:
Модификатор:
Восстановитель:
Активатор:
Когда вы все купили и морально настроились что сейчас будете заниматься самостоятельным хромированием или восстановлением отражателей фар, начинаем смешивание реактивов:
Модификатор готов.
Почему важен порядок в приготовлении модификатора, при нарушении реакция может пойти неверным путем и потерять свои свойства.
Восстановитель готов.
Активатор готов.
Подготовка к хромированию один из самых важных этапов, в ходе работы, на вашем рабочем месте должно быть все под рукой и должна быть возможность быстрого доступа ко всем важным реактивам.
Первым делом проверьте свой компрессор на предмет нахождения в нем влаги, так как при попадании не дистиллированной воды на поверхность серебра или чего хуже лака, деталь будет испорчена, а весь процесс нужно начинать заново.
Требуется организовать свое рабочее место таким образом, чтобы рядом с вами находились Модификатор, Восстановитель и Активатор, а также смывка серебра(для устранения ошибок).
Второй этап нацелен на чистоту рабочего места, химия не терпит грязи, если в какой-либо реактив попадает инородное тело (грязь, пыль, масло и т.д.) процесс может закончится провалом. Главное следить за чистотой системы подачи воздуха, колб, палочек для перемешивания, камеры, где происходит хромирование и т.д. Не забываем после окончания работ промыть всю систему подачи реактивов, помыть всю посуду и навести порядок до следующего раза.
Перед началом нанесения хрома, поверхность изделия необходимо тщательно подготовить. Связующим слоем между изделием и серебром выступает автомобильный двухкомпонентный лак. Но перед тем как его наносить, поверхность нужно зашкурить, зашпаклевать, покрыть слоем грунта. После того как вы все это проделали, необходимо аккуратно пройтись наждачной бумагой разной фракции, начиная от самой грубой, заканчивая самой мелкой, все это необходимо для того чтобы наше изделие имело правильную форму и исключало все возможные дефекты.
Качество лака — это самое важное в процессе хромирования, от него зависит результат итоговой работы. Если на поверхности будут дефекты в виде пыли, масла, подтеков и т.д., серебро не скроет недостатки, а наоборот только подчеркнет все проблемные места на изделии.
Для работы необходимо использовать двухкомпонентный лак, он представляет собой смесь, которая перед использованием смешивается с отвердителем. Такой лак для авто имеет отличающуюся от однокомпонентной разновидности структуру. Поэтому заранее смешивать содержимое двух банок, которые продаются в комплекте, не стоит. Преимуществом двухкомпонентных лаков для хромирования является:
Лак нужно наносить в 2 - 3 слоя с промежутками между нанесениями, не забываем что на банке с лаком, изготовитель всегда указывает необходимый размер дюзы, давления и время сушки между слоями. При соблюдении инструкций нанесения лака для самостоятельного хромирования, у вас не должно возникнуть трудностей. В дальнейшем важным будет дождаться полного высыхания лака.
Время высыхания лака перед хромированием
Дождавшись полного высыхания лака, приступаем к самому интересному — хромирование.
Следует понимать что хромирование это химический процесс, его нужно проводить с соблюдением мер безопасности, на вас должны быть перчатки, респиратор и костюм с длинным рукавом.
Берем газовую горелку и проводим газопламенную обработку поверхности, необходимо это для увеличения адгезии между лаком и серебром. Газопламенную обработку нужно проводить 2-3 раза, между этапами даем поверхности остыть. В ходе обжига делаем плавные и ровные движения, пламя должно обработать всю площадь поверхности. Постарайтесь подобрать оптимальную для себя скорость, так как если пламя будет слишком долго стоять на одном месте, лак начнет плавиться, если наоборот двигаться слишком быстро, пламя не успеет сжеть все лишние микрочастицы грязи, пыли т.д. После завершения газопламенной обработки, поверхность не нужно трогать руками, так же обезжиривать и мыть проточной водой.
Берем дистиллированную воду и начинаем обильно поливать ей наше изделие, вода должна быть равномерно смочена и не скатываться с поверхности. Если вы видите что вода неравномерно распределена, то нужно вернуться к этапу газопламенной обработки, делать его до тех пор пока не будет достигнута 100% гидрофильность воды на поверхности. Серебро в химической металлизации — это по сути и есть раствор, если нарушить данный этап, реагенты для хромирования просто навсего не начнут работать и тогда все придется начинать заново.
Наносим при помощи разбрызгивателя наш ранее приготовленный активатор. Активатор для хромирования наносится равномерным и обильным слоем на поверхность. Нужно учесть все углы, скрытые полости и т.д., активатор должен быть распределен на 100% области хромирования
После нанесения активатора, очень тщательно его смываем дистиллированной водой. По нашей практики лучше использовать подачу воды под давлением, для того чтобы активатор смылся их всех углов и щелей. От данного этапа зависит качество нанесения серебра. Плохо смытый активатор может дать на поверхности желтые пятна, а впоследствии брак на хроме.
Берем оставшиеся два реактива это модификатор и восстановитель.
С помощью двух пульверизаторов начинаем одновременно подавать два реактива. Важным является то что расход у них должен быть одинаковым, продолжаем подачу до тех пор пока на поверхности не будет проявлена зеркальная поверхность.
Дистиллированной водой смываем остатки химии от серебрения. После того как химия для хромирования смыта, на поверхности все еще находиться обильное количество воды, ее в свою очередь просто сдуваем продувочным пистолетом.
По завершению всех этапов, детали покрывают лаком. Необходимо это для защиты серебра от внешних факторов окружающей среды.
Также в финишный лак можно добавлять цветные пигменты, в таком случаем детали приобретают уникальные цвета, начиная от розового, заканчивая редким красным или черным хромом.